Одним из итогов событий, происходящих в нашем Отечестве с 1917 по 2017 гг. стало кардинальное изменение взаимоотношений Церкви и государства. Как известно из истории Церкви, эти отношения бывали различными – от прямой поддержки деятельности Церкви со стороны государства до жестоких гонений за веру. Тем не менее, во все времена своей двухтысячелетней истории Церковь не прекращала соборно молиться, благовествовать и учить верующих христианской жизни. При этом она всегда предписывала своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, а также молиться за нее, «дабы проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Поскольку, даже плохая власть лучше безвластия, как писал апостол Павел римским христианам: «Противящийся власти противится Божию установлению... Начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13. 2-4).

Но, с другой стороны, обожествление власти никак не совместимо с верностью Христу: согласно Евангелию, нужно «кесарево отдавать кесарю, а Божие – Богу» (Мф. 22. 21). Ставшие известным фразеологизмом эти слова Спасителя, как мы знаем, являются обличением лицемерия в Евангелии – однажды, посланные от фарисеев спросили Христа: «позволительно ли платить подати императору?» - на что Спаситель попросил показать Ему римскую монету и сказал, что если эта монета императора – то и вернуть ее нужно императору, но гораздо важнее понимать, что необходимо отдать Богу то, что принадлежит Ему.

Этими словами Христос разделил политические и вероучительные задачи, государственную службу и служение Богу. Повиновение римскому императору было культом, его личность обожествлялась и имело место быть стремление овладеть не только деньгами своих подданных, но также их душами: т.е. полностью всем человеком, его земным и духовным богатствами. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданским властям, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: «воздавать Богу Богово». На монетах образ и подпись императора – так отдавайте их ему, потому что они и принадлежат императору. Вы же носите в себе образ Божий – посвящайте же свои сердца и свою жизнь Тому, Кому они принадлежат: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие» (Мф. 22. 21).  

Все же, всякая власть имеет определенные рамки, и когда она выходит за их пределы и стремится к всестороннему контролю личности – получается, что теряют защиту такие права человека, как свобода совести и вероисповедания. Известно, к каким страшным последствиям – не только для Церкви, но и для каждого человека, для всего общества и самого государства – может привести этот опасный соблазн. Одним из исторических примеров этого являются события вспоминаемого нами столетия.

Церковь призвана свидетельствовать о наличии таковой угрозы. Для этого ей свойственно сохранять свободу от государственных структур, не допуская смешения Царства Божия с царством кесаря и не вмешиваясь в политические дела, но, в то же время, взаимодействуя с государством на благо народа в таких направлениях, как образование, здравоохранение, культура, миротворчество, забота о сохранении нравственности, благотворительность, развитие совместных социальных программ, забота об охране памятников истории и культуры, защита окружающей среды, поддержка семьи, а также во многих других направлениях.

Однако, следует помнить исторические уроки столетия. Трагический опыт, приобретенный Церковью в эпоху гонений, является важной частью ее духовного наследия. Хорошо известно, что как в первые века существования христианства, так и в XX в. от верующих требовали отречения от Господа под страхом смерти. В прошедшем столетии Церковь столкнулась с колоссальным явлением — это массовый подвиг мученичества, появление огромного количества святых.  Только на канонической территории нынешней Лысковской епархии за веру пострадали 29 новомучеников из с. Бортсурманы (священник Михаил Воскресенский, чтец Евлампий Николаев и прихожане храма) и 19 – из с. Деяново (священник Стефан Немков и с ним 18 крестьян), помимо этих двух соборных явлений, немалое число отдельных подвигов угодников Божиих XX в., как прославленных, так и неизвестных. Они оставались добрыми гражданами и исполняли законы, но лишь настолько, насколько те не противоречили христианской совести. Эти подвижники поступали, как первые ученики Спасителя, которые на требование иерусалимского синедриона не проповедовать о Христе ответили словами: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4. 19). Такой же ответ давали своим гонителям и многочисленные угодники Божии ушедшего века. Их свидетельством, их верой, их кровью утверждается и украшается Церковь, как об этом сказано во многих гимнографических богослужебных текстах. К сожалению, мы слишком мало знаем о конкретных подвигах новомучеников, их духовном наследии. Перечисляя их имена, бывает весьма затруднительно сказать что-то об их жизни и праведной кончине, но явно одно – они являются примером стойкости в вере, а почитание подвига новомучеников и исповедников объединяет и нашу страну, и нашу Церковь.

Общецерковный взгляд на вопрос понимания границы между «Божьим» и «кесаревым», личным и публичным был оформлен Архиерейскими Соборами и зафиксирован в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» – где под действиями церковного Священноначалия имеется в виду решение Собора (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви) .

Этот текст является подтверждением неизменного учения Церкви, от которого она не может отступить. Разумеется, гражданское неповиновение является крайней (и, наверное, лишь гипотетической) мерой, условия применения которой четко прописаны в том же документе – это принуждение к богоотступничеству или явно греховным действиям, исходящее от власти, исчерпанность всех иных возможностей для разрешения коллизии между велениями христианской совести и требованиями государства.

Возникает вопрос, может ли какая-то из форм государственного управления считаться подходящей для наиболее лучшей жизни Церкви? Так, на Архиерейских Соборах заявлялось, что Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой. Хотя, известно, что в определенное время церковная традиция испытывала особое отношение к монархии, рассматривая ее как предпочтительную форму государственного устройства. Идеалом считалась симфония духовной и государственной властей, согласованно заботящихся как о духовном, так и о земном благе народа. Но, согласно Писанию, царская власть, даже являясь божественным установлением, в древности была учреждена в ответ на ослабление духовной жизни избранного народа, для которого первоначальной формой правления все же была теократия. Поэтому, когда израильский народ просил Самуила поставить над ними царя, Господь ответил пророку: «Они... отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8. 7). Как известно, правители приходят и уходят, а Церковь остается – одна и та же – как в первые века своего существования, так и в наше время, при Нероне и Константине Великом, при Димитрии Донском и Сталине.

Во все времена жизни, во всех периодах истории главная забота Церкви – не о системе внешней организации государства, а о состоянии сердец своих чад – каждого отдельного человека, который является образом Божьим. Помочь каждому выстроить свои личные взаимоотношения с Богом, показать грань между кесаревым и Божьим. Эта забота всегда напоминает нам о том, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они – только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое, т.е. Бога, на первое место, и все остальное само займет свое место.