23 декабря в Нижегородском институте развития образования (НИРО) прошли X Нижегородские Рождественские педагогические чтения. Они стали одним из основных мероприятий X Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии «Традиция и новации: культура, общество, личность». Организаторами мероприятия выступили министерство образования Нижегородской области, НИРО и отдел образования и катехизации Нижегородской епархии.

 

В Нижегородской области Рождественские чтения проводятся с 2005 года и стали важным событием в жизни региона. С 2014 года сопредседателями оргкомитета чтений являются митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

В НИРО собрались представители духовенства и педагогического сообщества. Участие в чтениях приняли глава митрополии, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин и заместитель министра образования региона Елена Родионова.

«От основ христианской добродетели к социальному служению в современном мире: личностное и культурное измерения» – так была обозначена главная тема педагогических чтений.

Открывая встречу, глава Нижегородской митрополии отметил, что в нашей стране сейчас много говорят о безопасности: экономической, политической. Но не менее важна безопасность духовная. Особенно в деле воспитания подрастающего поколения. А здесь очень важно знать историю своей страны, которая неотделима от православия, от святых, чьими молитвами, мудростью, а иногда и мечом созидалась Святая Русь.

«Возьмем советское время. Не все в те годы было так уж плохо, – сказал владыка Георгий. – Но огромным минусом системы образования было то, что на занятиях совсем не изучали историю христианства. Но какая же история России без преподобного Сергия Радонежского, Казанской иконы Божией Матери, без священномученика патриарха Гермогена, одного из тех, кто спас Русь в 1612 году? Не имея этих знаний, твердой духовной основы, молодые люди вырастают в определенной степени ущербными, их очень легко «переформатировать», то есть вложить в их умы мировоззрение, выгодное кому угодно, но не тем, кто любит Россию и хочет видеть ее сильной и великой. Поэтому растить детей нужно, опираясь только на наши традиционные духовно-нравственные ценности. А Рождественские образовательные чтения – это та площадка, где Церковь и светское общество, работая вместе, могут сделать очень многое в деле воспитания подрастающего поколения».

Елена Родионова, выступая перед собравшимися, отметила, что в рамках Рождественских чтений проводится множество мероприятий разного формата. Но всем их участникам, и особенно педагогам, важно помнить: главное – это не количество организованных встреч, конференций, выставок, открытых уроков и так далее. Важно, чтобы дети прониклись тем, о чем им говорят взрослые, чтобы семена, которые они сеют, проросли. В завершение заместитель министра образования региона посоветовала всем педагогам (и не только им) читать произведения русского писателя Ивана Шмелева. Они как раз о том, что стало темой встречи в НИРО – о христианских добродетелях и социальном служении.

В рамках пленарного заседания состоялись презентации фильмов «Духовные чтения на Нижегородской земле» и «Духовный образ Нижегородской земли».

Затем вниманию собравшихся были представлены культурно-образовательные композиции «Собор Нижегородских святых» (модератор – секретарь ученого совета Нижегородской духовной семинарии, заведующий кафедрой церковной истории, доцент, кандидат философских наук Даниил Семикопов) и «Социальное служение в современном мире: духовно-просветительская и благотворительная деятельность» (модераторы: директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский» города Москвы, кандидат педагогических наук, доцент Олег Решетников и старший редактор радио «Образ» Валентина Глинина).

В завершение пленарного заседания всем присутствующим были вручены иконы Собора Нижегородских святых.

Затем работа продолжилась по секциям. В рамках одной из них состоялся мастер-класс Олега Решетникова «Ресурсный центр социального служения: проблемы создания и перспективы развития». Вторая была посвящена творчеству Людмилы Кононовой – поэта, музыканта, автора-исполнителя, члена Союза писателей России. Тема третьей – «Добровольчество как социокультурное явление: от теории – к осмыслению педагогических практик». Участники четвертой секции обсудили проблемы формирования духовно-нравственных ценностей гражданина России в воспитательно-образовательном процессе.

Во время работы секций состоялись презентации социально ориентированных проектов. В частности, о своей работе рассказали Елена Жидкова, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий города Балахны (просветительский проект «Балахнинский благовест»); Михаил Михайлов, учитель истории нижегородской школы №44 (организация профильного отряда городского лагеря «Экос»); Ирина Морозова, учитель русского языка и литературы Дивеевской монастырской православной средней школы (она поделилась опытом формирования духовно-нравственных качеств младших школьников в проектно-исследовательской деятельности) и другие.

Текст и фото с сайта Нижегородской митрополии