29 мая в нижегородской православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского состоялись секционные заседания участников первого всероссийского Форума руководителей православных школ и гимназий, который проходит в Нижнем Новгороде по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Участников секции для руководителей школ – «Частные православные школы и гимназии: актуальные проблемы и пути их решения» приветствовал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Он ознакомил собравшихся  с проектом ассоциации православных школ «Опора», в которую смогут вступить все аккредитованные православные образовательные учреждения страны. Председатель Синодального ОРОиК также рассказал об уставе организации, органах управления, условиях приема и вопросах, которые будут рассматриваться  на ее собраниях. Среди них – защита общих и профессиональных интересов членов ассоциации в сфере образования; консолидация усилий по развитию религиозного обучения и воспитания и другие темы, связанные с конституционной, методической деятельностью и вопросами правового поля.

Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Максим Костенко озвучил тезисы, связанные с государственной политикой в сфере общего образования. По его словам, эти тезисы сформулированы на основе указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых изложено представление о выпускнике школы как о гармоничной личности, воспитанной на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

«Мы хотим, чтобы из школы выходил социально и психологически зрелый человек, который с гордостью мог бы говорить: я гражданин своей страны; чтобы Российская Федерация по его внутренним убеждениям и чувствам была бы для него своей», — подчеркнул Максим Костенко.

Он также отметил, что в связи с понятием гармоничного развития в российские школы на легитимной основе возвращаются воспитательные практики.

«До сих пор деятельность образовательных учреждений воспринималась как услуга, действовал либеральный подход, — продолжил директор департамента. — Сегодня уже закреплено  законом, что образование – это воспитание и обучение, то есть происходит интеграция воспитательных практик в обучение во имя развития личности созидательной и духовно-нравственной. В связи с этим в школах создаются движения, институции, а с нового учебного года вводится новая должность советника по воспитанию».

Далее Максим Костенко рассказал, какие направления в образовании сегодня считаются приоритетными и какие инструменты позволят создать единое образовательное пространство. Среди них – реализация единой образовательной программы и единых учебных планов, которые утверждаются Министерством просвещения РФ. По его словам, по всем предметам будут единые учебники. В настоящее время уже введены единые учебники по русскому языку и математике, завершается работа над созданием единого учебника по истории, в котором объединен подход к изучению всеобщей истории и истории России. «В новом учебнике по истории мы предлагаем другую парадигму к изучению России: мы говорим, что Россия – это духовная преемница Византийской империи и традиций православия», — отметил директор департамента.

Руководитель ОРОиК Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин рассказал об опыте работы объединения православных школ Приволжского федерального округа; директор расположенной в Ярославской области «Доброй школы на Сольбе» игумения Еротиида (Гажу) поделилась опытом открытия средней профессиональной ступени образования.

Напомним, что в форуме принимают участие более 300 представителей православных образовательных организаций из 40 субъектов Российской Федерации – директора, их заместители и духовники православных школ.