В прошлом году много говорилось о том, что воскресная школа на пороге перемен, готовились к новациям, ожидали усиления требований и подводили итоги прошедшей аттестации.
 
Сегодня можно говорить о смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми, выстраивании системы приходского попечения о детях.
Об этом журналу «Приход» рассказал руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, координатор Рабочей группы по выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко).

Почему дети покидают Церковь? 

Деятельность воскресных школ в том понимании, которое ранее существовало и где-то до сих пор бытует, сводилась, главным образом, к передаче вероучительных определений, научению катехизису. Сегодня этого критически недостаточно для того, чтобы наши дети оставались в Церкви, жили полноценной жизнью в приходских общинах.

Ведь дети присутствуют во всей полноте жизни Церкви, которая включает развитие их духовной жизни, досуговую деятельность, межличностное общение, целый комплекс проявлений личности. Если мы не озаботимся вопросом присутствия детей в Церкви во всей своей полноте, мы так и дальше будем наблюдать печальные тенденции, которые обозначились на сегодняшний момент.

До 60 % детей в возрасте, начиная от 11 лет и заканчивая старшими подростками, покидают не только воскресные школы, но и сами приходы, потому что для большинства из них границы приходской общины сжимаются до границ воскресной школы. И, соответственно, покидая воскресную школу, они покидают саму Церковь.

А что мы в этой связи можем и должны сделать? Посмотреть, где наши ошибки: педагогические, психологические, пасторские, организационные. Что мы можем поправить и как эту проблему решать не «заплатками», аврально-спасательными методами, а с применением комплексного и системного подхода.

Мы проработали этот вопрос с привлечением большого числа экспертов, специалистов, практиков, священников, епископата. Подтвердили гипотезу о том, что необходимо отходить от узкого сегментированного фокуса на наставлении в вере в рамках воскресной школы ко всей совокупности точек присутствия и всей полноты жизни детей в Церкви. Только тогда у нас есть шансы на то, чтобы дети нашли себя в Церкви, и мы детей в Церкви.

Пять ключевых элементов благоприятной среды

Создание благоприятной для детей среды ключевая задача. Приходская община должна сформировать благоприятную и благорасположенную к детям среду.

Мы сформулировали пять ключевых элементов благоприятной среды, направленной в приходских общинах на детей. Она включает вопросы, связанные с развитием духовной жизни, наставлением в вере, межличностным общением и иерархией отношений, развитием инфраструктуры и благоприятным эмоциональным фоном.

Каждый из этих блоков наполняется детализированным содержанием.

Убрать административные ограничения

Начиная аттестацию воскресных школ, мы поставили задачу – понять, что в реальности происходит. И этот первый срез мы получили. Где-то попытку разобраться в ситуации восприняли исключительно в рамках узкой административной командной интонации, вот, сверху что-то спустили, и будут подгонять под какие-то нормы и правила. Мы же, анализируя нормативную базу, действовавшую применительно к воскресным школам, обнаружили, что некоторые административные элементы регулирования их деятельности были чрезмерными, можно даже сказать – не всегда подъемными.

Отметим, что такому положению вещей способствовала концепция воскресной школы, которая сводилась к пониманию того, что базисом для формирования ее модели может быть дореволюционная воскресная школа или современная общеобразовательная. Такой учебный подход кому-то, может быть, близок, но для большинства и настоятелей, и самих детей, и родителей, в общем, оказался обременительным.

Первое, что мы сделали, попытались убрать эти административные ограничения. Доработали нормативную базу, которую утвердил в 2015 году Священный Синод, что позволило, с одной стороны, снять излишнее административное регулирование и привести образовательные требования в соответствие по-новому понимаемым задачам воскресной школы.

С другой стороны, это был лишь первый шаг в нашей работе по созданию системы приходского попечения о детях. Возникло понимание, что если мы будем относиться к нормативным документам, которые выпускаются внутри Церкви исключительно в бюрократической парадигме, то, конечно же, всякий раз спускаемая какая-то новелла будет восприниматься не как помощь, а наоборот. Наша задача дать максимум инструментов, рекомендаций для того, чтобы раскрыть потенциал и ресурсы приходской деятельности.

Вместо аттестации KPI

Мы и дальше продолжим мониторить состояние приходского попечения о детях. Форма этого мониторинга – это не обычная аттестация, как это было в предыдущий период. Мы готовим совокупность индексов,KPI[1], которые позволят увидеть, прежде всего, самим настоятелям, насколько приходская община вложилась в развитие духовной жизни детей, инфраструктуры, в наставление в вере, в организацию иерархии отношений и межличностных связей, в том числе и взаимодействия с семьей. Это инструмент, позволяющий оценить, насколько благоприятен сам эмоциональный фон в приходе.

Индексы предлагаем оформить как план действий, который можно реализовать у себя в приходе. Что-то из него можно сделать сразу, что-то нельзя. Например, не у всех одинаковые возможности развития тех или иных элементов инфраструктуры. Понятно, что все приходы разнятся по материальному благосостоянию, техническим параметрам и пр. Некоторые приходы могут выделить для работы с детьми совсем маленькое помещение, другие способны построить спортзал…

Если раньше работа с детьми оценивалось по количеству воспитанников воскресной школы (в принципе, интегральному показателю), то сейчас важно еще увидеть, есть ли специально оборудованные помещения для детей на приходе, как они выглядят. Скажем, имеют ли возможность прихожане прийти вместе со своими малышами на службу и оставить их в подготовленном помещении. Есть ли специально выделенный педагог или священник, участвуют ли в совместной работе родители пр.

Индексы позволят увидеть, насколько сама приходская община и конкретный настоятель участвуют в развитии и формировании приходской среды, направленной на попечение о детях. Эти показатели будут отличаться от того, что мы получали при аттестации.

Подчеркнем, что индексы – не вопрос рейтинга эффективности настоятелей. Это вопрос необходимой приходам помощи. Мы не питаем иллюзий, прекрасно понимая, что если священник один на приходе, а приход в глубинке, то ему придется заниматься всем и вся. И наша задача здесь – не дожимать гайки, а дать какие-то подсказки, помочь.

Вместе с тем, у нас немало многоклирных приходов, где духовник воскресной школы должен быть не на бумаге, в отчете. А зачастую эта деятельность для него не главная, он другим занимается. Если в приходе нет священника, который сосредоточен на духовной жизни детей, мы будем иметь тот результат, который сегодня нас печалит. Индексы позволят оценить, в какой форме и как активно духовенство прихода занимается вопросами духовной жизни детей. Именно духовной жизни, а не просто передачи вероучительных определений. Выясняется это по косвенным вопросам: «Знаете ли вы личные проблемы детей, которые приходят к вам на исповедь?», «Знакомы ли вы с их семьями?», «Известны ли вам трудности, проблемные ситуации, которые складываются в их семьях?». Сложно строить отношения внутри прихода, если мы не знаем, что в семьях происходит, что испытывают при этом дети. Кому-то проще, наверное, выслушивать исповедь детей, которая строится по традиционной схеме: «Не слушал маму и папу, обижал братика, сестричку, каюсь».

Другой индекс показывает, насколько синхронизированы занятия детей, досуговые детские мероприятия в приходе с катехизацией взрослых, родителей. Часто видим, когда родитель приводит свое драгоценное чадо в воскресную школу, передает в руки наставника, говорит (условно): «Сделайте из него хорошего христианина», а сам разворачивается и уходит по своим делам или, может быть, просто ждет за дверью. В этот момент можно предложить специальные встречи, которые позволили бы информировать, какие проблемы и вопросы обсуждаются с детьми в рамках занятий воскресной школы, дать полезные сведения о детском развитии духовном, эмоциональном, психическом, физиологическом. Это станет хорошим подспорьем в установлении рабочих отношений с родителями, привлечением в приходскую общину. Известна практика приходов, где синхронизированы занятия детей с катехизацией родителей, разработаны и реализуются программы работы духовенства с родителями, привлекают семейного психолога и др. Не надо думать, что приход – это такой дом культуры, в котором существуют кружки для детей. Родители пришли, заказали услугу, ушли. Есть опыт участия родителей в организации самого приходского попечения о детях. Важно на такой опыт обратить внимание.

Сейчас идет интенсивная работа над методологией построения индексов с привлечением широкого круга экспертов, начиная от духовенства, педагогов, практиков, заканчивая специалистами в области психологии и менеджмента. Считаем, что современные законы управления будут также полезны.

[1]Ключевые показатели эффективности (англ.: KeyPerformanceIndicators, KPI) ­показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.­Примеч. ред.

 

Не останавливаться на «точке входа»

Хорошо, когда есть в приходе кружки, спортивные секции и какие-то иные точки привлечения интереса детей. Однако мы должны понимать, что является первичным, а что вторичным. Первичным и, можно даже сказать, центром, сердцем приходской общины является Евхаристия. И вокруг этого необходимо строить все остальное, что помогает детям услышать, понять, принять участие, как-то самим меняться. Еще раз подчеркну, что все строится в контексте евхаристической жизни человека. Все остальные активности, если они перевешивают значимость Евхаристии, можно сказать, не имеют никакого значения.

Да, мы должны создавать центры интересов для детей, чтобы внешние по отношению к Церкви люди могли посмотреть и сказать: «Да, действительно, там интересно», но это всего лишь «точка входа», а центром всего является Христос. И через различные точки привлечения интереса, разнообразными формами, ненавязчиво, или где-то абсолютно прямо, иногда вообще не называя и не говоря о вере, а просто выстроив нормальные человеческие сердечные отношения в коллективе, можно свидетельствовать о Христе.

Главный принцип приходского попечения о детях это актуализация Евангельского послания. Мы хотим донести Евангелие до детей на языке, понятном им, доступном с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров из современности, помогающих понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад, без искажения самого содержания Евангельского послания. Конечно, при этом важно понимать, что будет неправильно переходить на язык субкультуры и какого-то сленга.

Но! Прежде, чем вы кому-либо скажете что-либо о Евангелии, важно чтобы Евангелие прочитали в ваших глазах и в вашем сердце: доброе, мирное отношение друг к другу, принятие, заинтересованность, участие (чего, кстати, в подростковом возрасте не хватает), радость. Дети нередко находятся под прессингом чрезмерных рестрикций[1] здесь стой, сюда иди, туда нельзя… У многих подростков, у молодежи формируется образ Церкви как института запретов. Мы же говорим, что Церковь открыта для того, чтобы вы приходили сюда, провели время, встретились со своими друзьями.

Что мешает на приходе создать площадку для воркаута[2]? Мы гарантируем здесь безопасную среду, добротное оборудование для упражнений. Начнут приходить ребята из соседних дворов, заниматься. Это «точка входа». А позже, если интересует то, что внутри происходит, то добро пожаловать. Дети должны узнать, что Церковь место, где мы живем, братья и сестры, вокруг Христа.

Создание «точек входа» и привлечение интереса это правильно и нормально, это направление деятельности приходов должно развиваться. Но если мы забудем о Литургии, об участии в ней детей, присутствии детей внутри сердца церковной жизни, то все остальное бессмысленно.

[1]Рестрикция (лат. restrictio — ограничение). – Примеч. ред.

[2]Воркаут (англ. Street Workout  — уличная тренировка). Популярный у молодежи вид физкультурных занятий, которые основаны на выполнении упражнений преимущественно на уличных конструкциях, например, турнике, брусьях, лестницах, лавках и т. д.. Стрит воркаут делает акцент на работу с собственным весом, повышение силы и выносливости. – Примеч. ред.

 

Ответы на незаданные вопросы

Эффективным взаимодействие с нашими детьми и подростками станет тогда, когда мы будем чувствовать и слышать их проблемы, вопросы, и, отталкиваясь от их жизненных ситуаций, говорить о евангельском взгляде на проблемы.

Перед ними стоят вопросы – отношения друг с другом, с родителями, любви, выбора жизненного пути. Исходя из конкретной, значимой для них проблемы, можно говорить о главных, сущностных вещах (не наоборот!). Показать, с одной стороны, что мы тебя слышим, что твоя проблема важна, возможно, у нас есть ответ или хотя бы механизм ее решения, которым можно воспользоваться. Выбор за тобой, никто не смеет тебя принуждать. Дальше начинается развитие этих отношений. Не со священником, но с Богом. Важно помочь детям научиться доверять Богу, строить отношения со Христом.

Часто слышу от ребят, заканчивающих школу: «Я не знаю, куда пойти учиться». Спрашиваю: «А с Богом на эту тему говорил? Бога в молитве просил подсказать путь?». Ответа не получаю… Как-то подростку после исповеди задал вопрос: «Какие у тебя отношения со Христом?». Парень давно воцерковленнный, помогает в храме, знает, когда вынести свечу и подать кадило, но вопрос об отношениях с Богом поверг его в шок: «А с Богом можно иметь отношения?». Стараясь помочь, подсказываю: «Ты знаешь, что Он тебя очень любит? Очень-очень любит». Мальчик поднял плечи, с изумлением посмотрев на меня, сказал, мотая головой: «Не знаю». Сущностные глубинные вещи этому ребенку, который очень давно в Церкви, не были переданы.

Этот же вопрос задал выпускнику Духовной академии и получил ответ: «Я причащаюсь как минимум раз в месяц». Я пояснил, что количество причастий – это ответ на другой вопрос. Тогда он пожал плечами и признался: «Я впервые задумался над этим вопросом».

Как сказал один очень известный архиерей, «так происходит потому, что детей не познакомили с Богом. Их познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с Самим Богом не познакомили».

Как видите, это история уже совсем не про уроки в воскресной школе, совсем не про школьный, «партовый» подход, когда ребята сидят за партами, а мы «вещаем истины».

Да и для проведения самих занятий требуется использование эффективных методик и форм обучения. Мы описали целый набор в пособии «Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе». Подчеркну еще раз: вся тональность подготовленных документов рекомендательная, не директивно-административная, что критически важно.

 

Дорожная карта

Концепция приходского попечения о детях рассматривались на Высшем Церковном Совете, Святейший Владыка дал ей высокую оценку и благословил эту работу.

Мы проработали дорожную карту по данному направлению, план действий, рассчитанный изначально на семь лет. Когда Святейший Владыка его посмотрел, он сказал: «У нас их нет, этих семи лет». И поставил задачу ускориться. Сейчас план рассчитан на 4 года.

В ближайшее время этот документ будет направлен в епархии.

Первое, предполагается детализированная проработка всех пяти блоков (ранее перечисленных элементов благоприятной среды, направленной на детей в приходских общинах). Мы открыты и приглашаем к участию всех заинтересованных в этом вопросе. Проводим экспертные семинары, закрытые и открытые, для того, чтобы наполнить эти блоки содержанием.

После экспертной проработки предложим открытое обсуждение. На этом этапе можно будет еще дополнить, подправить. Очень важна обратная связь, мы заинтересованы в том, чтобы слушать и слышать, и объяснять, что предлагается в целом.

Проработке и публичному обсуждению отводится около двух лет.

Затем планируется набрать как минимум десять пилотных приходов Русской Православной Церкви из различных регионов. Мы готовы к тому, чтобы в «пилоте» приняли участие приходы не только Российской Федерации, но и Белоруссии, а также других государств. К этому моменту, конечно, нужно провести системную стратификацию, то есть отбор приходов и епархий, заинтересованных в участии.

Далее наблюдаем, как ситуация развивается в пилотных приходах в течение года. Происходит апробация концепции, логики приходского попечения, выявляются слабые и сильные места, осмысливается, что можно развить, какой опыт имеется на местах. По итогам отбираются три пилотных епархии, где все приходы включаются в этот процесс.

После этого выходим на общую подготовку всех на приходах, кто имеет доступ к детям, после чего осуществляется персональная аттестация. Если человек не проходит аттестацию, мы рекомендуем ему повторную подготовку по тем блокам, которые не освоены.

Отметим, что предложенная система самодополняющаяся, она позволят включать новые элементы. Меняется мир, дети в ответ тоже изменяются. Какие-то акценты работы смещаются, уже лет через пять потребуются корректировки системы.

 

Церковная педагогика

Как выстроить приходское попечение в контексте новой парадигмы? Встает вопрос церковной педагогики. Кто в большинстве своем работает у нас с детьми на приходе? Замечательные наши педагоги из общеобразовательных школ, уверовавшие и пришедшие заниматься с детьми в воскресные школы. Что греха таить, педагогические методы, применяемые в общеобразовательной школе, они переносят и на приходское попечение о детях. А очень часто это может быть не просто не работающим инструментом, но и вредным. И вот наша задача – помочь им взглянуть на участие в приходском попечении о детях с другого ракурса, с церковной точки зрения. Помочь раскрыть педагогический потенциал на церковной ниве.

Церковная педагогика сегодня – это не какая-то падчерица в сонме маститых дисциплин, это действительно уже авторитетный опыт. Мы сотрудничаем с профессионалами высочайшего уровня из ПСТГУ, Российского Православного университета, Духовных школ Церкви.

Кстати, опыт, на который мы опираемся, сложился не за последние 25 лет. Например, рабочая группа протопресвитера Василия Зеньковского[1], начиная с 30-х годов, внесла огромный вклад в развитие педагогики вообще и церковного попечения. Сердце обливается слезами, когда понимаешь, что этот опыт во многом канул в Лету. Да, эти работы цитируются в специализированных изданиях или диссертациях-монографиях. Реального приходского применения эти наработки не имеют.

Мы обобщили опыт этой группы и наработки современных педагогов, психологов, психотерапевтов, пастырей, наполнили актуальным содержанием и предлагаем, чтобы всем этим пользовались при работе с детьми.

В обозримом будущем может появиться отдельная дисциплина в духовных учебных заведениях Церкви. Этот вопрос рассматривался на Высшем Церковном Совете, Святейший Владыка обозначил важность вынесения приходского попечение о детях в отдельную учебную дисциплину.

Мы видим, какой объем знаний требуется передать людям, которые будут иметь отношение к приходскому попечению о детях. Это не просто основы педагогики, а церковная, православная, приходская педагогика. Игнорирование основ психологии или психологического возрастного развития детей чревато страшными последствиями, что мы, собственно, сегодня и наблюдаем. На наш взгляд, со временем должна появиться отдельная специальность – церковный педагог.

[1]Зеньковский Василий Васильевич (1881­1962 гг.) протопросвитер, историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений. Ему принадлежит значительный вклад в утверждение принципов религиозного православного воспитания и образования. Он принимал деятельное участие в издании ряда педагогических журналов, выходивших в русском зарубежье («Русская школа за рубежом», «Бюллетень Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы», «Научные труды Русского народного университета в Праге», «Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета»); написал для них большое количество статей, затрагивающих теоретические и практические проблемы воспитания и образования. В 1924 г. в Лейпциге вышла его кн. «Психология детства», в которой было представлено систематическое изложение основных проблем, связанных с методами изучения детской психологии, с делением детства на периоды, социальной ролью игры в воспитании ребенка, развитием речи, эмоциональной и рациональной жизни детей, формированием личности ребенка и особенностями религиозной жизни детей [Православная Энциклопедия]. Примеч. ред.

Переподготовка приходских специалистов
Мы заканчиваем проработку программы дистанционного образования, которая будет включать, как минимум, пять блоков: пасторское попечения о детях (для духовенства), вопросы наставления в вере или богословский блок, психологический, педагогический и организационно-технический блоки.

Подготовку смогут пройти заинтересованные приходские специалисты, а также священники, настоятели (и тут особо подчеркнем, за обустройство приходской жизни в контексте попечения о детях отвечает не директор воскресной школы, а настоятель).

На каких площадках будет проходить повышение квалификации? Есть центры подготовки приходских специалистов, рассчитываем на включение в этот процесс ведущих церковных образовательных заведений. Система дистанционного образования обеспечивает самый широкий доступ к переподготовке. Наша задача – не выставлять барьеры, а помочь через этот инструмент мотивировать людей к учебе, к повышению своей квалификации.

Мы готовы к тому, чтобы проводить в епархиях тьюторские семинары[1] для того, чтобы рассказывать, пояснять, комментировать, то, что мы предлагаем. Подготовлена совокупность инструментов по повышению квалификации и тьюторской поддержки для регионов. Также будем продолжать проводить вебинары, можно будет проконсультироваться в режиме скайп-конференции.

В заключение скажем: мы идем равномерными шагами, не просто реформируя приходскую деятельность в отношении детей, а помогаем раскрывать потенциал приходской жизни. Движемся, убирая излишнее администрирование, какие-то барьеры, помогая методиками, технологиями, передавая лучший опыт, сформированный за 25 лет жизни Церкви в условиях свободы.

 

[1]Тьютор (англ. tutor ­наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.