Нина Васильевна Мочалина директор МБОУ СОШ № 8, г.Кулебаки 

Тема духовно-нравственного воспитания не является новой в педагогике. Во все времена, в любом обществе этой проблеме уделялось большое внимание. Древнеримский философ Сенека считал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». В 90-е годы ХХ века, во времена перестройки, внимание к нравственному воспитанию ослабло, что привело к утрате идеалов, которые должны быть образцами для нравственных устремлений воспитанников. В последние годы государство уделяет больше внимание воспитанию.  Принимаются нормативные государственные документы: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина развития образования в России», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В настоящее время по-новому оценивается роль православия в истории России и признается его влияние на духовно-нравственное развитие  человека. Как директор школы, выстраивая работу в данном направлении, я была заинтересована в правильном выборе программы, учебно-методического комплекса, в системном преподавании курса в своей школе. Для этого мне пришлось непосредственно самой вникнуть в суть проблемы, понять, как важно обратиться к духовному и культурному наследию. И это наследие прекрасно раскрывает курс «Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Мы организовали в коллективе обсуждение данной программы и учебно-методического комплекта. Считаю, что залогом успешной работы в школе по учебному курсу «Основы православной культуры» являются непосредственные встречи администрации и учителей с автором учебного курса, которая умеет убедительно и просто объяснить самое главное в работе, дать понимание, что курс необходим для укрепления духовного здоровья наших детей. «Основы православной культуры» А.В. Бородиной — это в первую очередь историко-культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, изучение традиций различных народов. Курс носит воспитательный и развивающий характер, используется как средство повышения качества базового образования и систематического духовно-нравственного воспитания в школе и в семье. Учебный материал курса определяется основными содержательными блоками: основы православной веры, основы истории языка, позволяющие передать и проиллюстрировать основы православной культуры, историю формирования православной культуры в мире и в России, а также элементы культуры, отражающие и иллюстрирующие православную религиозную практику. В Кулебакском районе этот курс был апробирован в 2005 году. В нашей школе курс введен с 2007 года. За это время по основам православной культуры было подготовлено и обучено 9 учителей. Сегодня мы имеем полный комплект УМК по программе А.В. Бородиной (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия, хрестоматии). В нашей школе есть подборка видео- и аудиоматериалов, собрана библиотечка православных книг и журналов. Оборудован кабинет ОПК, где проводятся занятия. В сентябре 2010 года МБОУ СОШ № 8 получила статус районной экспериментальной площадки по теме «Школа-центр духовно-нравственного воспитания». Сотрудники школы создали адаптированную к социальным условиям одноименную программу развития МБОУ СОШ №8 на 2010-2015 гг.. В рамках реализации программы развития школы по настоящее время продолжается изучение курса «Основы православной культуры» по программе А.В. Бородиной, разработанного для 1-11 классов общеобразовательных школ. Курс ОПК у нас введен в образовательный процесс как дополнительный в форме кружковой работы, клубных часов в ГПД, на часах духовности и классных часах. Такая работа способствует поискам разных методов обучения, так как не зациклена на отметке. Главное — найти курсу место во внеурочное время, чтобы он не был в тягость обучающимся. Кружки по ОПК функционируют с 1 по 7 класс на протяжении последних 5 лет. В этом году курс изучают 49% учеников. На сегодняшний день в школе сложилась педагогическая команда по введению ОПК. В нее входят директор, завучи, учителя-предметники и учителя начальных классов. Методическую работу мы строим в соответствии с программой развития школы, где приоритетной является методика преподавания ОПК. В условиях преподавания основных дисциплин учитываются возможности интеграции ОПК с предметами гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин — это не только яркие, информационно наполненные занятия, но и эффективное сотрудничество в подготовке мотивированных учащихся к участию в ежегодной Всероссийской предметной олимпиаде школьников по ОПК «Русь святая, храни веру православную!», а также к другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам. Используя имеющиеся возможности, в школе выстраивается система духовно-нравственного воспитания в соответствии с законодательной базой, в рамках которой такое воспитание может осуществляться. За время преподавания ОПК я убедилась:

• Большинство обучающихся открыто признают свою православную принадлежность и не скрывают интереса к основам православной культуры.

• Учащиеся с удовольствием продолжают изучение ОПК в воскресной школе.

• Большинство обучающихся готовы изучать ОПК в качестве предмета в сетке школьных часов на

обязательной основе.

• Многие обучающиеся считают, что именно православная культура побуждает их более ответственно относиться к своим мыслям, словам и делам.

• Обучающиеся с радостью совершают паломнические поездки к святым местам.

• Популярность ОПК как предмета значительно возросла среди учащихся и их родителей.

• С большим желанием дети и их родители принимают участие в подготовке и проведении праздников, посвященных Пасхе, Рождеству Христову, Дню народного единства, Дню Матери, Дню защитников Отечества, где особенно заметна связь духовной традиции отечественной культуры и светского воспитания.

Можно сказать, что теперь в школе есть новые старые традиции. Учителя школы организуют участие детей в акциях милосердия. Еще одной эффективной формой работы является урок-экскурсия, когда учитель вместе с детьми посещает храм. Такие уроки интересны детям и нередко заканчиваются духовной беседой со священником.

• Обучающиеся активно принимают участие во всевозможных конкурсах с духовно-нравственной составляющей («Рождественская елка», конкурс православных театров, «Мы — православные нижегородцы», «Пасха красная» и так далее) на различных уровнях.

• Преподаватель ОПК и его ученики растут духовно и нравственно.

• Преподавание ОПК в как предмета дополнительного образования способствует развитию в обучающихся положительной мотивации на жизнь, поиски в ней своего места, осознание важности не только дел, но и слов и мыслей. Не секрет, что обучающиеся, проходящие этот курс, лучше адаптированы социально, у них возникает меньше проблем с родителями, учителями и сверстниками, они лучше учатся в школе.

Курс «Основы православной культуры» А.В. Бородиной давно перешагнул границы общероссийского образовательного пространства. Он преподается в Беларуси, Украине, Литве, Австралии, США, Аргентине, Греции и других странах мира. Степень распространения, конечно, различная: от нескольких классов, отдельных семей до целых регионов, в которых ОПК введен как учебный предмет во всех школах. Такая широта распространения курса ОПК говорит об универсальности содержания и его значимости.