Залялиева Ю.В., директор НОУРО «Арзамасская православная гимназия»

 Букарева Ю.В., к.п.н., доцент АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зам.директора по УВР НОУРО «Арзамасская православная гимназия»

Концептуальной основой православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях является Стандарт православного компонента общего образования, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года. Стандарт предназначен также для любых общеобразовательных учреждений, реализующих программы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Введение Стандарта православного компонента обусловлено особенностями развития современной России, а также модернизацией российского образования. Стандарт призван удовлетворить запросы православных родителей в сфере образования, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание их в духе отечественных традиций является важнейшим компонентом образования и воспитания.

Цель внедрения Стандарта – формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

Главная задача Стандарта православного компонента – возрождение в системе общего образования нравственно-развивающего обучения и традиционного для России духовно-нравственного воспитания.

Стандарт разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии. Он опирается на более чем тысячелетнюю историко-культурную традицию православного образования и воспитания, лучшие отечественные педагогические традиции и воспитательные идеалы. В его основе - православный компонент гимназического обучения, сформулированный М.В. Ломоносовым, а также научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Внедрение и реализация Стандарта православного компонента на современном этапе развития образования призвано обеспечить:

- сохранение традиционных ценностей русского народа;

- консолидацию российского общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;

- национальное согласие;

- духовную безопасность, являющуюся основой безопасности личности, общества и государства.

Основополагающим принципом реализации Стандарта является принцип единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся.

Для православных образовательных учреждений введение Стандарта православного компонента означает новый этап развития православного образования, так как Стандарт направлен на упорядочение преподавания вероучительных дисциплин, повышение качества их преподавания и интеграцию учебной и воспитательной работы. Он призван обеспечить единство, целостность, непрерывность и преемственность православного образования, воспитание и развитие личности православного христианина в полноте ее бытия, осуществление учебной деятельности как дара Божия, для пользы семьи и государства.

Внедрение Стандарта православного компонента предполагает его обязательное включение в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, а также в систему дополнительного образования учащихся.

Стандарт определяет обязательные учебные предметы православного компонента. К ним относятся «Основы православной веры», «Православная культура», «Церковнославянский язык» и «Церковное пение». Для гимназий в качестве обязательных дополнительно вводятся «Греческий язык», «Латинский язык» и «Логика», а также рекомендуемые учебные модули: «Церковная история», «История Русской Православной Церкви», «Агиология», «Православное богослужение», «История церковного искусства», «Сравнительное богословие», «Нравственное богословие», «Основное богословие» и др.

Стандарт составлен по аналогии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования и включает в себя требования к результатам освоения православно-ориентированных курсов (личностным, предметным и метапредметным), к структуре православного компонента и к условиям реализации Стандарта. Данные требования составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на всех ступенях образования.

С 2012-2013 учебного года в Арзамасской православной гимназии осуществляется внедрение в учебно-воспитательный процесс Стандарта православного компонента.

Назовем основные пути реализации Стандарта в Арзамасской православной гимназии:

В 1-2 классах, осуществляющих обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, Стандарт православного компонента включен в Основную образовательную программу через постановку целей, задач и результатов обучения и находит отражение в рабочих программах учебных предметов, а именно: церковнославянский язык интегрирован в курс русского языка; основы православной веры интегрированы в курс литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии и математики; церковное пение - в музыку.

Таким образом, рабочие программы для 1-2 классов составляются педагогами гимназии на основе авторских рабочих программ, входящих в УМК «Перспектива», с внедрением Стандарта православного компонента.

В 3-4 классах содержание православно-ориентированных курсов (церковнославянский язык, основы православной веры, церковное пение) интегрируется в содержание образования в рамках допущенных 20 % и отражается в отборе дидактического материала, дополнении или частичной замене подходящих по содержанию тем. В сетку календарно-тематического планирования учебных предметов введена дополнительная графа – православный компонент.

В 5-8 классах содержание православно-ориентированных курсов (церковнославянский язык, основы православной веры, церковное пение, латинский язык), во-первых, также как в 3-4 классах интегрируется в содержание образования в рамках допущенных 20 %; во-вторых, изучается в рамках самостоятельных учебных курсов.

В связи с этим в учебный план в рамках компонента образовательного учреждения введены следующие православно-ориентированные предметы:

- основы православной веры – 5-8 классы;

- церковнославянский язык – 5-7 классы;

- церковное пение – 5-8 классы.

По данным курсам педагогами гимназии разработаны авторские (или модифицированные) программы, прошедшие экспертную оценку в Нижегородском институте развития образования.

В рамках дополнительного образования обучающихся происходит изучение следующих православно-ориентированных дисциплин:

- основы православной веры – с 1 по 4 классы;

- церковнославянский язык – с 1 по 4 классы;

- церковное пение - с 1 по 4 классы;

- введение в античную культуру и латинский язык – со 2-4 классы;

- греческий язык – с 8-9 классы;

- занимательная логика – с 5-9 классы.

С учетом специфики учебного заведения и на основании заявлений родителей обучающихся программы данных курсов в рамках кружковой работы осваивают все гимназисты.

Реализация Стандарта православного компонента в рамках вариативной части учебного плана, возможности дополнительного образования, а также организация жизни гимназии в соответствии с канонами Русской Православной Церкви позволят в процессе воспитания, образования и развития добиться высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, важнейшими их которых, на наш взгляд, являются укорененность в православных традициях, вере, любви к Богу и ближним, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, сформированность нравственного самосознания, усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь и благожелательность.