Учитель МБОУ СОШ № 2 имени И. А. Сухана г. Кстова Ёлкина Тамара Петровна

Как проживешь

Так и прослывешь

Тема: «О добре и зле» по сказке «Мудрая пчелка». Автор Б. Ганаго. Об образе Божьем.

Цели:

  1.      Формировать нравственные понятия о добре и зле.
  2.      Воспитать добрые чувства.
  3.      Формировать представления о таких человеческих качествах как трудолюбие, честное отношение к делу, старание, прилежание в учебе.
  4.      Выражать свое отношение к прослушанному произведению и к героям произведения.

 Ход урока:

  1.      Введение в тему.
  2.      Вступительная беседа, которая готовит к восприятию сказки «Мудрая пчелка».
  3.      Беседа по сказке.
  4.      Вывод по уроку.
  5.      Практическое занятие. Рисунок «Мудрая пчелка».

 

  1.      Ребята, как вы понимаете пословицу «Худо тому, кто добра не делает никому»?

- Плохо не делать добра, а то тебе будет плохо и окружающим.

2. Вступительная беседа, готовящая к восприятию сказки «Мудрая пчелка».

Из начала Господь создал все доброе, а потом появилось зло. И теперь мы живем в мире добра и зла. Мы имеем право выбора поступать или по - доброму, или по злому. Если мы выбираем добро, то из нас вырастет добрый человек, а если выбираем зло, то умножим зло во всем мире.

3.Чтение сказки «Мудрая пчёлка». Автор Б. Ганаго «Об образе Божьем».

Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны.

Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать хоть немножко нектара. Бедняжка сильно утомлялась в поисках драгоценных капелек.

Она часто видела, как мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо. Всякой нечестии всюду полным-полно.

А еще заметила пчела объявление ученого-преученого доктора, превращающего всех желающих пчел в мух, чтоб они не томили себя подвигами, а жили в свое удовольствие.

Утомленная пчелка призадумалась: не обратиться ли ей к этому доктору?

Размышляя, она пролетела над помойкой, где пировала тьма мух под гул своего дискотечного жужжания, но запах разложения образумил ее.

-Нет! – решила пчелка, - Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед. Так задумал меня Творец миров. Я останусь Ему верна.

Бог, видя мудрый выбор пчелы, послал волны тепла, волны любви – и распустились прекрасные бутоны.

И пчелка, радуясь, летала от цветка к цветку, слушая соловьиные трели и щебет птиц.

 

4.Каждый человек есть образ Божий. Создание Божие. И о каждом человеке Господь думает, что он, человек, что-то доброе на Земле оставит. Есть поговорка, что человек должен на Земле построить дом, посадить дерево и воспитать сына. И люди стараются угодить Богу и умножить добро на Земле.

- Трудно ли делать добрые дела?

- Трудно ли делать уроки, это доброе дело?

- А помочь маме, это трудное дело?

- Трудно или легко поделиться с ближним яблоком, конфетой, игрушкой любимой?

- А злое дело трудно сделать или легко? Стукнуть одноклассника, толкнуть девочку, обругать (дать кличку другу)?

- Это легко. Значит, сделаем вывод. Все доброе дается с трудом, а злое делается легко, без рассуждения.

- Ребята, что же выберем мы? Жить легко без труда в свое удовольствие как это делают мухи из нашей сказки или потрудимся как мудрые пчелки, выбирая все доброе, мудрое, что нам оставили добрые люди. Вот поэтому мы с вами и ходим в школу и собираем все добрые знания, которые собраны в наших учебниках: стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки.

- Ребята, а для чего нужна нам математика?

- Строить дома, вести торговлю, заниматься земледелием, летать в космос.

- Это все добрые дела. Легко ли их делать?

- А люди делают. Одним людям Господь доверил строить дома, другим – растить сады, третьим – печь хлеб. Представьте себе, что эти люди заленятся, не будут выполнять повеление Божие. Вот у него талант строителя, а человек заленится, не пойдет учиться дальше? Зароет свой талант в Землю. Дело его на Земле будет не сделано. Дома его будут не построены. Хорошего руководителя люди на работе не увидят. А если человек поставлен быть учителем, что тогда?

- Дети не встретят доброго учителя, не научатся грамоте.

- Как вы думаете, нарушается гармония в жизни нашей?

- Да, нарушается.

- А что же с самим человеком, который не стал строителем, который не стал учителем, хлеборобом?

- Он закопал талант в землю и не стал никем? Стал добывать себе пищу на помойках, как мы видим, это бывает в нашей жизни.

- На кого такой человек похож, если возвратиться к нашей сказке?

- Он похож на мух, которые стаями жужжат над помойными кучами и собирают нечисть, которой везде полным-полно.

- Как бы вы хотели распорядиться своей жизнью (установка идет на сердце)? Быть похожими на мух и жить легко в свое удовольствие, только для себя или на мудрых пчел, которые в трудах утомляются, изнемогают от усталости, но желают вдыхать Божественное благоухание и нести в мир не заразу тления, а целебный мед, как задумал Творец.

- Стараться делать добрые дела, хоть их и трудно делать.

5. Вывод по сказке.

- Дорогие дети, Бог видя мудрый ваш выбор, как и пчелке, пошлет вам помощь в ваших добрых делах, силу, разум. И таланты ваши умножаться и все вокруг будет радоваться. Люди, видя вашу добрую душу, ваше старание, прилежание, будут с вами дружить, любить вас и вы будете согреты Богом и людьми всю вашу долгую жизнь. Хотели бы вы так жизнь прожить?

6. Практическое занятие. Дети рисуют, рассказывают в своих рисунках, что услышали на уроке.