Учитель МБОУ СОШ № 2 имени И. А. Сухана г. Кстова Ёлкина Тамара Петровна
Как проживешь
Так и прослывешь
Тема: «О добре и зле» по сказке «Мудрая пчелка». Автор Б. Ганаго. Об образе Божьем.
Цели:
- Формировать нравственные понятия о добре и зле.
- Воспитать добрые чувства.
- Формировать представления о таких человеческих качествах как трудолюбие, честное отношение к делу, старание, прилежание в учебе.
- Выражать свое отношение к прослушанному произведению и к героям произведения.
Ход урока:
- Введение в тему.
- Вступительная беседа, которая готовит к восприятию сказки «Мудрая пчелка».
- Беседа по сказке.
- Вывод по уроку.
- Практическое занятие. Рисунок «Мудрая пчелка».
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Худо тому, кто добра не делает никому»?
- Плохо не делать добра, а то тебе будет плохо и окружающим.
2. Вступительная беседа, готовящая к восприятию сказки «Мудрая пчелка».
Из начала Господь создал все доброе, а потом появилось зло. И теперь мы живем в мире добра и зла. Мы имеем право выбора поступать или по - доброму, или по злому. Если мы выбираем добро, то из нас вырастет добрый человек, а если выбираем зло, то умножим зло во всем мире.
3.Чтение сказки «Мудрая пчёлка». Автор Б. Ганаго «Об образе Божьем».
Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны.
Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать хоть немножко нектара. Бедняжка сильно утомлялась в поисках драгоценных капелек.
Она часто видела, как мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им и летать далеко не надо. Всякой нечестии всюду полным-полно.
А еще заметила пчела объявление ученого-преученого доктора, превращающего всех желающих пчел в мух, чтоб они не томили себя подвигами, а жили в свое удовольствие.
Утомленная пчелка призадумалась: не обратиться ли ей к этому доктору?
Размышляя, она пролетела над помойкой, где пировала тьма мух под гул своего дискотечного жужжания, но запах разложения образумил ее.
-Нет! – решила пчелка, - Я лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать божественное благоухание, и нести в мир не заразу тления, а целебный мед. Так задумал меня Творец миров. Я останусь Ему верна.
Бог, видя мудрый выбор пчелы, послал волны тепла, волны любви – и распустились прекрасные бутоны.
И пчелка, радуясь, летала от цветка к цветку, слушая соловьиные трели и щебет птиц.
4.Каждый человек есть образ Божий. Создание Божие. И о каждом человеке Господь думает, что он, человек, что-то доброе на Земле оставит. Есть поговорка, что человек должен на Земле построить дом, посадить дерево и воспитать сына. И люди стараются угодить Богу и умножить добро на Земле.
- Трудно ли делать добрые дела?
- Трудно ли делать уроки, это доброе дело?
- А помочь маме, это трудное дело?
- Трудно или легко поделиться с ближним яблоком, конфетой, игрушкой любимой?
- А злое дело трудно сделать или легко? Стукнуть одноклассника, толкнуть девочку, обругать (дать кличку другу)?
- Это легко. Значит, сделаем вывод. Все доброе дается с трудом, а злое делается легко, без рассуждения.
- Ребята, что же выберем мы? Жить легко без труда в свое удовольствие как это делают мухи из нашей сказки или потрудимся как мудрые пчелки, выбирая все доброе, мудрое, что нам оставили добрые люди. Вот поэтому мы с вами и ходим в школу и собираем все добрые знания, которые собраны в наших учебниках: стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки.
- Ребята, а для чего нужна нам математика?
- Строить дома, вести торговлю, заниматься земледелием, летать в космос.
- Это все добрые дела. Легко ли их делать?
- А люди делают. Одним людям Господь доверил строить дома, другим – растить сады, третьим – печь хлеб. Представьте себе, что эти люди заленятся, не будут выполнять повеление Божие. Вот у него талант строителя, а человек заленится, не пойдет учиться дальше? Зароет свой талант в Землю. Дело его на Земле будет не сделано. Дома его будут не построены. Хорошего руководителя люди на работе не увидят. А если человек поставлен быть учителем, что тогда?
- Дети не встретят доброго учителя, не научатся грамоте.
- Как вы думаете, нарушается гармония в жизни нашей?
- Да, нарушается.
- А что же с самим человеком, который не стал строителем, который не стал учителем, хлеборобом?
- Он закопал талант в землю и не стал никем? Стал добывать себе пищу на помойках, как мы видим, это бывает в нашей жизни.
- На кого такой человек похож, если возвратиться к нашей сказке?
- Он похож на мух, которые стаями жужжат над помойными кучами и собирают нечисть, которой везде полным-полно.
- Как бы вы хотели распорядиться своей жизнью (установка идет на сердце)? Быть похожими на мух и жить легко в свое удовольствие, только для себя или на мудрых пчел, которые в трудах утомляются, изнемогают от усталости, но желают вдыхать Божественное благоухание и нести в мир не заразу тления, а целебный мед, как задумал Творец.
- Стараться делать добрые дела, хоть их и трудно делать.
5. Вывод по сказке.
- Дорогие дети, Бог видя мудрый ваш выбор, как и пчелке, пошлет вам помощь в ваших добрых делах, силу, разум. И таланты ваши умножаться и все вокруг будет радоваться. Люди, видя вашу добрую душу, ваше старание, прилежание, будут с вами дружить, любить вас и вы будете согреты Богом и людьми всю вашу долгую жизнь. Хотели бы вы так жизнь прожить?
6. Практическое занятие. Дети рисуют, рассказывают в своих рисунках, что услышали на уроке.